22 июня 1941 года,  в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз.

22 июня 1941 года в утреннюю смену пришли руководители предприятий, служащие, рабочие. Заканчивалась семидневка. День рабочий начинался как обычно: загудели гудки предприятий и паровозов. Открылись магазины, а домохозяйки заторопились на рынок. День обещал быть солнечным и жарким. Городские улицы заполнились музыкой, смехом, звуками радио и вдруг кто-то пронзительно закричал: «Тихо!». Все замерли и услышали из этих окон голос Молотова. Буквально через пару минут стали доносится переклички родителей, зовущих своих детей. Война…К полудню на предприятиях начали проводить митинги и собрания. На митингах был поддержан призыв «Все силы положить на борьбу с ненавистным врагом, в тылу надо трудиться ударно!».

В первые летние месяцы 1941 года Тихорецк был еще в глубоком тылу, однако горожане уже почувствовали горячее дыхание войны. На железнодорожном узле и всех предприятиях города введены строгие режимные правила. На всех дорогах, ведущих в город, установлены караульные посты. В скверах, парках, дворах коммунальных домов копали щели и спасительные укрытия. На предприятиях резко ужесточили трудовую дисциплину, за выявленные нарушения следовали и уголовные наказания. 23 июня стало в Тихорецке первым днем призыва в армию сразу 14-ти возрастов – всех военнообязанных мужчин с 1905 по 1918 годы рождения, мобилизацию вели в клубах им. Меньшикова и «Красный Октябрь», в железнодорожных школах 34-й и 35-й.

Повсеместно в крае начали создаваться истребительные батальоны и отряды народного ополчения. Основной состав Тихорецкого истребительного батальона был быстро подобран из коммунистов и комсомольцев крупных предприятий города, на которых распространялась бронь. В течение нескольких дней в истребительном батальоне уже числилось более сотни бойцов.

Штаб батальона разместили в здании начальной школы № 37, которая находилась на углу улиц Меншикова и Ляпидевского, напротив современной гостиницы. Командиром батальона был утвержден капитан Нестеренко, бывший работник райотдела милиции, а начальником штаба -директор этой же37-й школы Алексей Карташов. Постоянным же местом дислокации батальона были помещения ветлечебницы вблизи городского рынка. Бойцы истребительного батальона находились на особом положении - днем они работали на своих предприятиях, трудились по-фронтовому, а вечером переходили на казарменное положение и несли караульную службу на улицах города, следили за соблюдением светомаскировки и комендантского часа, задерживали подозрительных лиц, боролись с диверсантами, подававшими ракетницами сигналы для немецких летчиков.

10 июля в здании современной первой школы размещается эвакуационный госпиталь № 4555. Его персонал оперативно формируется из городских медработников. Здание приспосабливается под медицинское учреждение, рядом – железная дорога, раненых с санитарного поезда можно было быстро доставить как автотранспортом, так и перенести на носилках. С 20 июля в просторном новом здании райбольницы стал работать эвакуационный госпиталь № 2144. К августу в Тихорецк начали приходить санитарные эшелоны. Дополнительный военный госпиталь разместили и в кинотеатре «Рот-Фронт» на углу улиц Калинина и Красноармейской. Днем и ночью работал медперсонал. Спать ложились только когда уже с ног валились от изнеможения. Было трудно с медикаментами и хозяйственными принадлежностями. В дело включились женсоветы, они помогали в уходе за ранеными.

Женщины-общественницы всеми силами помогали фронту. Они отремонтировали десятки километров железных дорог, собирали средства на приобретение медикаментов для госпиталей, приносили подарки раненым бойцам, писали письма их родным. Через женские руки прошло 3832 метра мануфактуры, ими пошито 1215 полотенец, 875 пар портянок, летом 1941 года на площади перед недостроенным дворцом культуры развернулась общественная прачечная, где 38 женских бригад стирали белье для бойцов проходящих воинских частей.

В начале июля 1941 года завод «Красный молот» получил новое задание. В связи с трудностями снабжения прокатом и отливками специальных марок стали с Урала предприятие по заказу наркомата обороны должно было освоить производство 122-мм. осколочно-фугасных гаубичных снарядов. Потом фронт брал у завода противотанковые заграждения (ежи), опоры и пролеты для мостов, полупонтоны, различные мины, саперные лопатки. Паровозоремонтный завод им. Воровского продолжает ремонт паровозов, начинает выпуск боеприпасов. Рабочие инструментального цеха сами разработали технологи ковки, шлифовки, закалки шашек из вагонных рессор для казачьей сотни. Заступили на фронтовую вахту паровозные и ремонтные бригады. Тихорецкие железнодорожники за счет собранных жителями города средств построили и передали армии два бронепоезда, 16 бронеплощадок, 14 бронеплатформ противовоздушной обороны.

В начале июля в городе начинается создание рабочего батальона трудфронта численностью до 400 человек. Его задача – строительство оборонительных рубежей. Команды города и станции приготовились к ликвидации очагов пожаров после налётов вражеской авиации. В городе создаётся пункт управления добровольными объединениями противовоздушной и химической обороны предприятий. На базе местных коммунальных и ремонтно-строительных предприятий формируется аварийно – восстановительный отряд для восстановления объектов коммунального хозяйства, энергетики и связи, дорог, больниц, школ, жилых домов.

Всю тяжесть сложного дела взял на себя секретарь Тихорецкого райкома партии Григорий Дмитриевич Морозов, как председатель районного государственного комитета обороны.

Великая Отечественная пришла в наш город в октябре 41-го с первой авиабомбежкой.20 октября ничего не подозревавшие рабочие паровозоремонтных мастерских трудились в цехах - бомбардировка города немецкими самолетами унесла жизни нескольких рабочих завода. Только с 5 по 11 ноября немецкие самолеты совершили более 60-ти налетов на город, за эти тревожные дни они сбросили более 1300 авиабомб. В ноябре на железнодорожный узел станции Тихорецкая было сброшено почти 18 тонн бомб разного калибра. Тихорецк имел решающее значение как крупнейший железнодорожный узел степной Кубани и пункт перекачки нефти.


По информации Тихорецкого историко-краеведческого музея